Вполне вменяемый налог — что он дал городу?

1 июля вступили в силу изменения и дополнения, внесённые Законодательным Cобранием Ростовской области в законы о едином налоге на вменённый доход и вызванные необходимостью увеличения поступлений в доходную часть областного бюджета и компенсаций сумм выпадающих доходов. А насколько целесообразным было введение новой системы сборов налога?

Как это часто бывает, “больнее” всего закон ударил по малому бизнесу – из 1250 предпринимателей без образования юрлица сдали свои свидетельства 79 человек, 130 – приостановили свою деятельность. Объёмы налоговых поступлений от них в результате сократились на 241 тысячу рублей. При расчёте базовой доходности у создателей закона не было достаточно полных и чётких данных. Когда предприятие становится на учёт, то оно получает код на свой вид деятельности. Однако на деле оказывается – “покрутился” человек месяц-другой, попробовал себя в книжном бизнесе, не вышло – и стал продавать косметику. Закон это не запрещает, но чаще всего такая смена долгое время нигде не фиксируется.

В результате отбора предприятий по кодам вышел перекос – планировалось получить одну сумму, а удалось собрать совсем другую.

Из-за того, что отдельные коэффициенты (для расчёта единого налога) были явно завышены, в конце прошлого года из 605 юридических лиц-плательщиков вменённого налога 16 приостановили свою деятельность, девять – были ликвидированы. Не учёл закон и то, что одни фирмы и предприниматели работают два-три дня в неделю, а другие (на той же площади) – все семь. Не обратили должного внимания законодатели и на то, что сумма взимаемого единого налога должна быть крепче привязана к месторасположению предприятия. Ведь в бойком месте товар “уходит” быстрее, оборот средств – выше, а стало быть, и возможность выдать назначенную законом сумму одноразово – больше.

Чтобы выровнять это и восстановить справедливость, 20 июня текущего года городская Дума проголосовала за “Зонирование территории г.Ростова-на-Дону для применения корректирующих коэффициентов, учитывающих особенности ведения предпринимательской деятельности, в зависимости от дислокаций предприятий”. С тех, кто располагается в центре, теперь будут взимать больше. Не была полностью выполнена задача по выведению средств из теневого оборота. Многочисленные проверки и рейды, проведённые межрайонной специализированной инспекцией МНС РФ по Ростовской области, в 1999 году выявили 300 случаев осуществления деятельности без свидетельства об уплате единого налога. Благие намерения законодателей не помешали ростовчанам находить благополучные способы ухода от уплаты налогов в полной мере – голь на выдумку хитра: стали занижаться физические показатели (количество рабочих мест, торговая площадь и т.д.). Магазин моментально “превращался” в складское помещение (налог с которого, конечно же, меньше) или же “переезжал” в обыкновенную торговую палатку.

Всё это, конечно, негативные стороны единого налога, но есть у него и свои плюсы. На другую чашу весов ложатся стабильность, улучшение динамики поступлений во внебюджетные фонды и постепенное увеличение налоговых сборов. По словам начальника отдела по работе с проблемными налогоплательщиками инспекции Елены Калюжной, “в первом квартале прошлого года по городу было собрано в общей сложности 660780,4 тысячи рублей налогов, из них 25517,2 тысячи рублей – платежи по единому налогу. 70 процентов этих поступлений обеспечили предприятия розничной торговли, порядка 14 процентов – предприятия общественного питания, 5 процентов – бытовые услуги” и так далее.

Всего же “новый” налог платили 3277 предприятий, однако в четвёртом квартале того же года цифра выросла до 3588. По сравнению с первым кварталом увеличилась и сумма поступлений на 46,1 процента. Более чем на 750 тысяч рублей выросли поступления по единому налогу от юридических лиц. В первом полугодии этого года все эти тенденции, по большому счёту, сохранились. Практика применения областных законов показала, что единый налог позволяет гарантированно получать доходы в консолидированный бюджет области.

Одним словом, закон о едином на- логе – не плох, он просто требует постоянной доработки. С учётом инфляции, роста цен, снижения реальных доходов населения коэффициенты нужно периодически корректировать, что, в принципе, и делается. Так, изменения от 1 июля, согласно пояснительной записке к проекту закона, позволят дополнительно получить в областной бюджет 24,5 миллиона рублей от “определённых видов деятельности” и пять миллионов рублей от АЗС, примерно 60 процентов этих поступлений “ляжет на плечи” Ростова-на-Дону.

11.09.2014

Добавить страницу в закладки:

Смотрите также:

Каким оператором мобильной связи вы пользуетесь?

Loading ... Loading ...

Архив опросов