Jazz-drive

Ой, что было в прошлую среду в Дуньке! Беспрецедентный случай: четыре отделения музыки и полное отсутствие желания уходить! Оторвались так оторвались. Причем, трудно сказать, кто «словил больше кайфа»: слушатели или сами музыканты. Честно говоря, давненько я не присутствовала на таинствах рождения музыки прямо «на глазах изумленной публики». Но это было! Как сказал бы Остап Ибрагимович: «Не надо делать культа из джаза, надо его делать»! И его «сделали» (я имею в виду джаз), да еще как! Четыре ресторанных андеграундника под названием «Беня-тон» сотворили чудо оживления Галатеи! Слов нет, одни эмоции. Так что все, кого не было —»пролетели» над Ростовом аки над Парижем. Но, как говорится: «Не волнуйтесь и пройдите в зал ожидания». Все еще будет, но немного попозже (точнее — 5 апреля). А пока по традиции, разрешите представиться.

Владимир Бойко (саксофон). Родился в Южно-Сахалинске в 47-м году 22 апреля, поэтому был назван Володей. Все началось с аккордеона, плавно перешедшего в кларнет (» понял, что этот инструмент к саксофону переходящий»). Впервые любовь к джазу «прорезалась» в Донецке. Бегали два пацана — Вовка Бойко и Женька Гнездилов — по пыльным улицам небольшого городка и, как и положено в их возрасте, совершенно не думали и не предполагали, что «подомнет» их джаз окончательно и бесповоротно. Друзья даже учились потом у одного преподавателя и в Ростове-на-Дону как-то умудрились попасть далеко не в преклонном возрасте, а в период расцвета творческих сил и джазового образования, кое и получили каждый «по потребностям».

В 64-м году Беня (так мечтала назвать Володю мама, и это таки стало его именем по жизни, а не по паспорту) взял альт-саксофон в руки и сразу влюбился в него без памяти. Сначала пытался копировать очень «страшного» саксофониста — Орнетт Коулмена. Ему даже кличку такую дали «Коулмен», потому что потянуло сразу в авангард. Потом понял, что так нельзя. Не зря же его «Володей» назвали, а значит надо «учиться, учиться и еще раз учиться». Взялся за флейту, начал классику штудировать. Все происходило постепенно: была и армия, и добывание денег на инструмент, и работа в ресторанах Сочи (71-й год). Потом пошли филармонии, но желание играть джаз не проходило. В 72-м году в Таганрог приехал квартет Владимира Беличенко (гитарист из Донецка с неповторимым Яшей Хейфицем), что было хорошим «толчком» к следующему этапу. Потом — различные фестивали и, наконец, судьба закинула в Ростов. Здесь пошли рестораны, чему Беня несказанно рад, бо это весьма жесткая школа. И я с ним категорически солидарна (сама подрабатывала): здесь надо уметь играть абсолютно все, буквально «на лету» перестраиваться «под заказ», быстро менять тональность, мгновенно подбирать по слуху (ведь не секрет, что после некоторой дозы горячительного у «далеко не музыкантов» возникает непреодолимое желание петь). С 85-го по 87-й был московский «Видео-джаз» п\у Виталия Розенберга (гитариста из «Арсенала») в компании Александра Нестерова (бас-гитара), Сергея Швирста (барабаны), Владимира Моисеенко (клавишные)… Затем опять Ростов, поиски и находки единомышленников и опять рестораны, где квартет «Беня-тон» все равно, хотя и в «щадящем режиме», дает «порции джаза». Теперь, надеюсь, вы поняли, что значит для таких людей играть «свою музыку»? Правда, столько, сколько хочется — не реально: время работы клуба ограничено. Но ведь это и не последняя среда в жизни «Дункан-клуба» или, как говорится, «еще не вечер «!

Сергей Лютый. Родился в Ростове 9-го мая 51-го года. Как и многие музыканты его возраста, начинал с рок-музыки, но очень быстро отошел от «роковых» дел. Где-то с 74-го года Сергей приступил вплотную к джазу и теперь от него «ни-ни». Стили практически все переиграл: мейнстрим, боп, хард-боп, фьюжн, свинг, джаз-рок… Ближе — хард-рок и фьюжн. Учился в музыкальной школе и даже в училище.

Неужели такое последовательное и многообещающее начало обучения музыке обошлось без консерватории?
Конечно же, нет. Но я прошел «свою» консерваторию за 8,5 лет в ресторане «Южный» с такими музыкантами, как Таня Тумбулова и Эдик Бахман. Еще в 75-м году довелось играть с Сергеем Мартыновым, Виталием Груз, Михаилом Смола (из Москвы) — это великие музыканты. Масса впечатлений, потому что приходилось еще гастролировать. Вот из этого и складывалась моя музыкальная жизнь.
Что для вас самое главное в игре на барабанах?
Вообще для меня самое главное — музыка. А потом уже все остальное, как компоненты, которые ее просто создают. Барабаны — это аккомпанирующий инструмент, ну не без того, чтобы что-то на нем сыграть, естественно.

Александр Бычков. Родился в апреле 57-го года в Ростове, здесь окончил училище искусств и сразу попал в рестораны. Знакомство с джазом произошло в детстве. Отец-барабанщик любил играть джаз, и сыну ничего не оставалось другого, как пойти по его стопам.

Первое, что я сделал в два года — разбил молоточком пластинку Оскара Питерсона. Это были первые мои шаги в джазе. Так сказать знакомство с музыкой воочию. А потом решил это все восстановить в собственных руках, собственных пальцах. Люблю соул, фьюжн. И хотя воспитывался на злополучном Оскаре Питерсоне, но это не мое: мне ближе Чик Кориа, Хенкок где-то, Элл Димеолла.
Вы сами сочиняете?
Есть кое-что, но я не считаю это достойным внимания и никому еще не показывал. Может быть в будущем «созрею». А пока я стараюсь свою игру строить на желании что-то привнести новое в обычные или классические джазовые композиции.

Андрей Гришаев (бас-гитара). Родился 18 августа 1963-го года в Ростове-на-Дону, где окончил школу, ПТУ, работал на заводах, женился (дочери 15 лет, сыну 3 годика) и все это время занимался музыкой. Правда, в основном занимался «самообразованием», но как видите — достаточно успешно, раз играет с самим Беней. Сначала был «рок» («Let Zeppelin»), затем где-то после 20 лет жизни «потянуло» на джаз.

А что подтолкнуло к джазу?
Прежде всего, — глобальность материала и красота. А вообще очень сильно «толкнули» Джон МакЛафлин из оркестра «Mahavishnu» и поздний Майлс Девис. Пока, честно говоря, не могу определиться, в каком стиле я лучше себя чувствую: практически во всех есть что-то интересное. Играя сам, я стараюсь идти от инструмента к музыке, но когда мы все вместе, то как бы теряется контроль по отношению к бас-гитаре: я не думаю о нотах или ритме, все идет на ощущении как слышится и хочется именно в данный момент. А как это назвать?

Да, музыканты не любят говорить, они любят играть. А говорить — это дело поклонников и критиков. Но если с первыми все в порядке, то со вторыми полнейшая напряженка. Может оно и к лучшему? А вообще, если абстрагироваться от эмоций и попробовать все же дать словесно оформленное представление о джаз-комбо, то первое, что заметно «не вооруженным глазом» — хорошее чувство ансамбля. Клавишник выполняет функцию того самого био-поля, вокруг которого складываются и гитарные «слеп»-восклицания, и саксофоновые высказывания. А барабанные каскады настолько «вкусно сделаны»! — просто не верится, что Сергей почти 10 месяцев не держал палочки в руках. Ну и что? Как говорится, «джазмен он и в Африке джазмен»! Вот только, ребята как-то стараются избегать слова «джаз». Они говорят: «Мы играем музыку, которая нам нравится и так, как мы ее чувствуем». Ну что ж — это их право. Но и легендарная колыбельная «русского американца» Джорджа Гершвина «Summertime», и не менее популярные «Опавшие листья» Космы прозвучали достаточно убедительно, хотя и непохоже ни на что, слышанное ранее. Может быть все так воспринималось потому, что у солиста Владимира Бойко есть уже что сказать, а может быть потому, что он «нащупал» нечто новое, которому пока нет точного названия. Между прочим, стиль Кориа и Хенкока уже имел шумный коммерческий успех и обрел своих последователей, но, тем не менее, вопрос о том «джаз ли это» до сих пор остается открытым. А если джазом назвать любую (но достаточно убедительную!) способность к сиюсекундному эмоциональному самовыражению? Эка, куда занесло! А что? К чему придумывать названия и «раскладывания по полочкам»? Можешь свободно «говорить» на своем инструменте — значит джазмен, и все тут!

Да, если так рассуждать, то можно далеко зайти… Но лучше — в «Duncan-club» по средам к 19 часам, чтобы потом сказать: «И я там был…» Кстати, в эту среду ваши любимые » Dixie-Friends»! By!

10.09.2014

Добавить страницу в закладки:

Смотрите также:

Каким оператором мобильной связи вы пользуетесь?

Loading ... Loading ...

Архив опросов