Гитара, комбики и их АЧХ

Компиляция: Alexander ‘JazzCat’ Youmashev
av-express
кому не лениво гляньте на спектранализатор, спектр гитары записанной с комбика, в окне 12 db спектр идет до 1,5kHz и все, так что не нужна там полоса до 20kHz, и даже до 5kHz особо не нужна. мы иногда при сведении режем гитару сверху по 3kHz — звучит лучше.

Kiryll V.Trepakov
ИМХО, 5 кгц на гитаре -RULEZZZ !!!! Добавляется некий сок и свежесть..

av-express
не совсем точно, скорее не RULEZZZ, а PONOZZZ вытягивается на 5kHz, (после комбика на 5kHz сигнал существует где то на уровне -30db), а 3-4kHz «левым боком» фильтра. (обыно, пультовые EQ имеют добротность 1,5 октавы), 0,75 влево — это как раз 3,8kHz, то есть делаем слышимыми «верхушку» нормального гитарного спектра.

а это ни что иное как верхние гармоники (зуд и жужжание, комбик начинает приобретать характерное звучание транзисторной примочки в линию), которые старательно зарезаются. при подьеме 3-4kHz звук «как бы ярче», но намного резче, и что либо поднимать там надо с крайней осторожностью ИХМО.

Alexander ‘JazzCat’ Youmashev
Абсолютно согласен… очень распространенный глюк: многие (даже буржуи) задирают в небеса от 3.5кГц и выше, и от «теплоты» ничего не остается.

ИМХО: а чтобы было «как бы ярче» лучше при записи гитары в инсерт линейки записываемого микрофона воткнуть компрессор и отпустить ему атаку. ОЧЕНЬ здорово получается (правда, пишу в основном неискаженный звук — джаз), иногда атаку оставляю аж 50-80 мс. ИМХО, больше для «подчеркивания» ничего делать и не надо: если с хорошего комбика гитара не легла в микс — дело в миксе (в его среднечастотной перегруженности).

ЗЫ компрессор — сила!

av-express
во во, гитара вообще попадает в очень нехороший диапазон, снизу ее бас пожимает, в серединке основа голоса лежит, а еще при не очень умной арранжировке клавиши сверху прихлопывают все это, и чтобы все это разгрузить, гитару иногда так резать сильно приходится — он нее вообще почти ничего не остается :(

поднять 3Khz — это видимо типичная реакция, чтобы гитара хоть как то начала читатся в случае, если ее что нибудь закрывает в области 200Hz-1,5Khz (тела гитары), подьем на 3khz помогает немного, но гитара ядовитая очень становится и поносная совсем.

лучше бы совсем разгрузить тело гитары, но если не удается — то динамика (кратковременное повышение уровня на критических частотах на 6 и более db) — в данном случае длинная атака пропускает начальный пик от щипка струны, а далее компрессор начинает давить сигнал, поможет в читаемости гитары.

av-express
к сожалению описанный метод (прим.: компрессия с большой атакой) не так эффективен в случае с перегруженной гитарой. чистая гитара сама по себе обладает хорошей динамикой (большой разницей амплитуд между щипком струны и сустейном) и вводя компрессор в цепь мы еще больше ее подчеркиваем, в перегруженной гитаре динамичекий диапазон намного меньше, это связано с особенностями формирования перегруженного звука (за счет одно или двухстороннего ограничения сигнала).

самое плохое по динамике — это двухстороннее диодное ограничение (применяется в транзисторных примочках), оно убивает всю динамику на корню, применение в этом случае компрессора с большой атакой приведет в противоестественному звучанию гитары, у ламповых устройств с динамикой дела получше, так как обычно применяется одностороннее ограничение, к тому же оно не такое резкое как в случае с диодами.

Eugene A. Petroff
Фактом остается то, что компоненты выше 6…8 кГц головкой громкоговорителя в гитарном комбике режутся, и режутся очень капитально. Банальным фильтром второго порядка так не отрезать…

av-express
описанный ранее метод с динамикой и атакой может проканать и при перегруженном звуке, но только в случае лампового комбика, можно подчекрнуть начальный щипок медиатором струны. гитаристы то любят очень. кстати, ламповый комбик сам по себе это хорошо делает (своеобразное дыхание).

Alexej Shtalenkov
все учтено в конструкции комбика — от низкочастотного баса и высокочастотного железа естественная отвязка сверху и снизу, а для середины ручка Middle предусмотрена — вырезает серединку, 600-700 Гц ежели под вокал, 250-400 Гц ежели для сольной партии — для чего комбик сделан или какой канал включен. Так что для тогдашней музыки, под которую все делалось, никакой дополнительной эквализации вообще не надо было — ну не могли в далеком 1948 году предусмотреть, что гитару в сорок синтюков по вертикали впихивать придется ;0).

av-express
справедливости ради скажу, что вы не совсем правы с ручками EQ (как минимум один комбик мы сами сделали и изучили суть проблемы довольно неплохо),

во первых — в классическом темброблоке гитары все ручки работают только на +, на минус там ничего не работает, так что что-то вырезать при всем желании не удастся.

во вторых — частотная характеристика гитарного EQ (темброблока) при ВСЕХ НУЛЕВЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ РУЧЕК имеет глубокий вырез аж до -20db примерно на 600Hz (у Fendera) или на 460Hz (у Marshalla), это как раз первая гармоника голоса, кстати Middle — регулирует частоты выше 600Hz. с частотой 600Hz не происходит проблем с Fenderom имеющим более менее равномерный спектр, Gibson уже не проходит — солировать на нем хорошо, рифы под голос играть — не очень, приходится резать основательно.

обычно проблемы возникают с 1300Hz (вторая гармоника голоса), причем проблема совершенно не очевидная, так как 1300Hz на гитаре — это как раз яркость, резать ее в здравом уме никто не будет (разве что добавлять), и гитара начинает закрывать голос, при этом народ судорожно крутит частоты ниже 1000Hz и ничего не понимает :) . если надо оставить гитару такой, тогда надо поднимать голос выше по спектру (убирать 600Hz и добавлять 1300Hz и где то около 6000Hz) — звучит он после этого очень специфически, но в половине современной попсы сделан такой голос.

с басом тоже не все так просто, гитарный спектр доходит вниз до 150-200Hz, а бас гитара вверх до 700Hz + не забываем про тело рабочего 230-250Hz, а если рабочий звучит «банкообразно» — то за «банку» отвечают 700-750Hz.

так что в загруженной арранжиржировке есть смысл подрезать рифовую гитару снизу где то по 200-300Hz (фильтром 1-го 2-го порядка) + вырезать узко частоты в диапазоне 700Hz -3000Hz под еще что нибудь, что гитара может закрыть.

так что в комбике далеко не все сразу предусмотрено (и правильно сделано, иначе бы комбик не был универсальным), и гитару без последующей корректировки EQ можно ставить в микс в случае, если состав: барабаны, бас, гитара и голос. и то я бы 230Hz срезал с гитары. как только появляются клавиши, которые играют вместе с гитарой или вторая гитара — вот тут то и начинаются песни с плясками, а если наплевать и ничего не делать — прощай прозрачность микса.

10.09.2014

Добавить страницу в закладки:

Смотрите также:

Каким оператором мобильной связи вы пользуетесь?

Loading ... Loading ...

Архив опросов