Что такое планограмма и для чего она нужна

планограммаПланограммой в крупных супермаркетах (как правило, продуктовых, но не только) принято называть план-схему правильной выставки товаров на витрину. Планограмма формируется для каждого отдела и ранжируется по подотделам, стеллажам и полкам.

Выглядит это примерно так. Возьмем для примера ликеро-водочный отдел продуктового супермаркета (Магнит, Пятерочка, Дикси). Он делится на следующие подотделы: пиво, вино и крепкие напитки (деление может быть как строгим, так и допускающим определенные условности, но вряд ли вы увидите в магазине пиво и водку на одном стеллаже).

Итак, подотдел «крепкие напитки». Для магазина средних размеров, это как правило 3 (максимум 4) стеллажа. Стеллаж №1 – коньяк, виски, брэнди и другие подобные настойки. Стеллажи №№2,3 (иногда 4) – водка. Для каждого стеллажа распечатывается план-схема с названием отдела, номером стеллажа и количеством полок. Для каждой полки прописываются наименования товарных позиций, которые должны на ней располагаться и в каком порядке. Планограмма может быть обычной (прямой) и зеркальной. В первом случае товары выставляются на полку в том порядке, в каком они указаны в схеме. В зеркальном, наоборот. Но это еще не все. В планограмме существует такое понятие как «фэйс» или «фэйсинг». Нетрудно догадаться, что происходит оно от английского слова «лицо». В каждой части планограммы напротив каждой позиции указывается количество «фэйсов». Это означает, сколько штук данного товара должно быть выставлено на витрину. К примеру, если в планограмме стеллажа «Коньяк, виски» написано примерно следующее:

Товар А — 1

Товар Б – 1

Товар В – 3

Означает это следующее: товара А необходимо выставить одну бутылку, товара Б – тоже, а вот товара С – три бутылки.

Иногда в планограмме может указываться не только количество «фэйсов» в ширину, но и в глубину. Но это скорее, формальность, так как чаще всего товар выставляется во всю глубину полки.

А вот на количестве «фэйсов» в высоту стоит остановиться отдельно. Для некоторых отделов, в частности, и для нашего коньячно-водочного, это совершенно неактуально. Невозможно ведь поставить друг на дружку две бутылки коньяка или водки. А вот если взять один из стеллажей с пивом, а именно тот, на котором располагается баночное пиво, то два вертикальных «фэйса» это вполне нормально. В данном случае, решение о том, допускается ли это планограммой, принимает решение руководство магазина или торговой сети. В некоторых магазинах это считается нормой (благодаря этому можно выставить значительно больше товара на витрину и не загромождать склад), в некоторых это считается недопустимым.

Планограмма является одним из инструментов мерчендайзинга. Помощь в увеличении продаж готовы оказать на plan-o-gram.ru/uslugi/merchandajzing-v-stroitelnyix-diy-setyax. Правильно спланированная выкладка способствует росту продаж товара. Как правило, наиболее дешевые и поэтому самые ходовые товары располагаются на нижних полках (наиболее неудобных для покупателя), а на «лучших местах» выставляется товар с более высоким ценником. Также на самых видных местах могут выставляться товары со скидкой (акционные), которые должны расходиться гораздо лучше, чем обычно, а значит, и бросаться в глаза.

Поскольку во всех магазинах самообслуживания, как это ни прискорбно, не избежать такого явления как воровство, планограмма может способствовать и снижению незапланированных потерь (краж). Дорогостоящий товар, особенно, если он имеет небольшие размеры, никогда не будет прописан в планограмме в несколько фэйсов. Достаточно одного. Ну и, конечно, же, планограммы регулярно (как правило, раз в месяц) обновляются и изменяются. Это способствует улучшению визуализации витрин, чтобы взгляд у постоянных посетителей магазина «не замыливался» и они не видели перед глазами одни и те же товары, а обращали внимание и на другие, «переехавшие» с других полок.

04.04.2019

Добавить страницу в закладки:

Смотрите также:

Каким оператором мобильной связи вы пользуетесь?

Loading ... Loading ...

Архив опросов